Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
13.12.2023

ЭКСТРЕМИЗМ

 

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская деятельность

(экстремизм):

• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение

целостности Российской Федерации;

• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности

человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина

в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной

или языковой принадлежности или отношения к религии;

• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных

прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

• воспрепятствование законной деятельности государственных органов,

органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

• совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части

первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или

символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое

распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

• публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную

должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период5

исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство

к их осуществлению;

• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления

учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

     В чем особенности молодежного экстремизма?

Экстремизм в молодежной среде обладает своей спецификой. Отличительные признаки экстремизма, развивающегося в молодежной среде, определяются, прежде всего, переходным характером социальной группы, к которой относится молодежь. Развитие политического экстремизма в молодежной среде обусловлено следующими факторами и обстоятельствами.

Во-первых, молодежь, являясь одной из крупнейших социально-демографических групп общества с определёнными возрастными особенностями, интересами, ценностями и местом в социальной структуре, одновременно, как ни печально это признавать, склонна к экстремистским настроениям. Отрицание компромиссов, радикализм и нетерпимость, максимализм и нигилизм, пренебрежительное отношение к собственной жизни и готовность к самопожертвованию становятся основой мировосприятия молодых экстремистов, делают их жестокими и возводят данную социальную категорию в группу риска.

Во-вторых, органической средой для потенциальных экстремистов становятся деструктивные социально-политические, экономические, духовно-идеологические причины, толкающие неокрепшие умы в ряды экстремистских организаций. Безнаказанность проявления экстремизма создает впечатление вседозволенности, что, несомненно, ведет к его нарастанию. Социальная дифференциация, коррупционные проявления, низкая правовая защищенность общества, бесконтрольность средств массовой информации, в особенности Интернета, также создают условия и предпосылки к проявлению экстремизма в молодежной среде.

В-третьих, в условиях социальной нестабильности репродуктивная функция молодежи существенно актуализируется. От того, как живет и чувствует себя молодежь сегодня, зависит, как страна будет жить через 15–20 лет. Вместе с тем, молодое поколение сегодня, чьи родители с трудом перенесли тяготы и лишения 90-х годов XX века, совершенно иного склада, что при определённом стечении обстоятельств делает ее легкой мишенью экстремистски настроенных организаций в их политической борьбе.

В-четвертых, молодёжь играет важную роль в политической сфере общества. На молодежь опираются различные политические силы во время радикальных преобразований. при этом молодежь является самой мобильной частью электората, за голоса которого разворачивается ожесточенная борьба.

Примеры последних лет, имевшие место на постсоветском пространстве, явственно доказали применение молодежного ненасильственного экстремизма в борьбе за власть.

Молодежный политический экстремизм представляет собой относительно новый феномен современной политической жизни. Активизация политической борьбы за молодёжный электорат на территории России свидетельствует о наличии субъектов политики, которые, вовлекая в свои ряды молодежь, делают ставку на будущие политические дивиденды. поэтому молодежный политический экстремизм требует комплексных профилактических мер.

 

ОТ ЭКСТРЕМИЗМА ДО ТЕРРОРИЗМА – ОДИН ШАГ

    Что такое терроризм?

Терроризм – это общественный феномен, заключающийся в противоправном использовании крайних форм насилия или угрозы насилием для устрашения противников с целью достижения конкретных политических целей.

Слово «террор» пришло из латинского языка (terror – страх, ужас). Аналогичное значение имеют слова: terror (анг.), terreur (фр.) – ужас, страх. Существует также выражение «террористический акт» (acte de terreur).

     В. Маллисон и С. Маллисон дают такое определение: «Террор есть систематическое использование крайнего насилия и угрозы насилием для достижения публичных или политических целей». Они отмечают использование террора при решении политических задач. В словарях «террор» определяется как «физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам».

     В толковом словаре В. И. Даля подчёркивается основной смысл, нацелённость терроризма – устрашать смертью, казнью, насилием. В книге «Международный терроризм и всемирная безопасность» терроризм трактуется более широко и неопределенно: угроза насилием, индивидуальные акты насилия или компании насилия, ставящие терроризм к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Почему ученые до сих пор спорят о формулировке понятия «терроризм»?

Терроризм исследуется в различных аспектах – философском, политическом, правовом, социологическом, филологическом, психологическом и т.д.

До сих пор не сформировано приемлемое для всех научных дисциплин определение этого явления. Это объясняется тем, что каждая отдельная наука рассматривает терроризм в ракурсе своего предмета исследования. За последние годы научное сообщество пришло к выводу о том, что явление терроризма настолько многогранно, что для выработки общенаучного понятия терроризма необходимо, в первую очередь, исследовать природу и сущность данного явления.

В современной науке единого подхода к изучению природы и сущности терроризма нет. Ученые высказывают различные мнения, каждый исследователь предлагает рассматривать это явление со своей точки зрения, давая понятию «терроризм» собственную интерпретацию. Несмотря на обилие и разнообразие взглядов ученых, можно выделить несколько подходов к изучению природы и сущности терроризма.

В российском научном сообществе сформировалось два подхода к рассмотрению природы террористической деятельности. последователи одного из них – биологического – утверждают, что террористическое поведение присуще самой природе человека.

Второй подход – социальный, рассматривающий причинами террористической деятельности различные социальные аспекты общественной жизни.

Изучением социального детерминанта терроризма занимается широкий круг ученых: философов, социологов, политологов, психологов.

Существует направление, объединяющее в себе два предыдущих. Его представители считают, что условиями в реализации террористического поведения выступают как внутренняя природа личности человека, так и социальные условия его существования. Формирование террористического поведения, по мнению представителей данного направления, происходит под влиянием различных конфликтогенных факторов: как внешних, социальных (безработица, религиозные разногласия, низкий уровень жизни, социальное расслоение общества, различная субкультура и др.), так и внутренних, психологических особенностей личности.

     Несмотря на такое разнообразие мнений в определении сущности терроризма, данному явлению, в той или иной степени, присущи все вышеперечисленные аспекты. Таким образом, несмотря на огромное количество материала, посвященного рассмотрению терроризма, в современном научном сообществе сложилось несколько подходов к изучению природы и сущности данного феномена. Такое положение обусловлено как сложностью самого явления, так и спецификой предмета исследования каждой науки.

     Что такое террористическая деятельность?

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», террористическая деятельность – это деятельность, включающая в себя:

1) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

2) подстрекательство к террористическому акту;

3) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного

сообщества (преступной организации), организованной группы для

реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

5) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

6) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

     Что такое террористический акт?

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», террористический акт – это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

      Что такое противодействие терроризму?

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также

физических и юридических лиц по:

1) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению

террористических актов (профилактика терроризма);

2) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

3) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

      Что такое контртеррористическая операция?

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», контртеррористическая операция – это комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

     Что такое антитеррористическая защищенность объекта (территории)?

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», антитеррористическая защищенность объекта (территории) – это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. при этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

     В чем разница между экстремизмом и терроризмом?

Не вызывает сомнения утверждение о том, что экстремизм и терроризм – это звенья одной цепи, где: экстремизм – это подготовительная «теория», а терроризм – это исполнительная «практика» Терроризм – это глубоко законспирированная деятельность по реализации экстремистских проявлений – агрессивной нетерпимости, меркантильной по сути, под прикрытием расовых, националистических и религиозных разногласий, культивируемых в некоторых социальных, расовых, национальных и религиозных группах. Между экстремистскими настроениями и терроризмом – цепь нелегальных посредников – от «продюсеров» и «режиссёров», до инструкторов-«технологов» и исполнителей терактов.

     В чем заключаются основные принципы противодействия терроризму?

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами

в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

     Какие органы осуществляют антитеррористическую деятельность?

Субъекты противодействия терроризму – федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения, участвующие в пределах своей компетенции в противодействии терроризму. К ним относят специально уполномоченные органы государственной власти, включающие органы безопасности, внутренних дел, подразделения Росгвардии, Службы внешней разведки РФ, Министерства обороны РФ, Федеральной службы охраны России.

   

 Каковы полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области противодействия терроризму?

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», высшее должностное лицо субъекта Российской

Федерации:

1) организует реализацию государственной политики в области противодействия терроризму на территории субъекта Российской Федерации;

2) координирует деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

3) организует деятельность сформированного в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона по решению президента Российской Федерации органа в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и иных лиц.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

1) организует разработку и реализацию мер, а также государственных программ субъекта Российской Федерации в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

2) по результатам мониторинга общественно-политических, социально экономических и иных процессов, происходящих в субъекте Российской Федерации, принимает меры по устранению предпосылок для возникновения конфликтов, способствующих совершению террористических актов и формированию социальной базы терроризма;

3) организует в субъекте Российской Федерации принятие мер по выявлению и устранению факторов, способствующих возникновению и распространению идеологии терроризма;

4) участвует в социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, совершенного на территории субъекта Российской Федерации, и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, и в возмещении вреда, причиненного физическим и юридическим лицам в результате террористического акта;

5) организует обучение граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, методам предупреждения угрозы террористического акта, минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

6) организует участие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в проведении учений в целях усиления взаимодействия указанных органов при осуществлении мер по противодействию терроризму;

7) организует выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

8) организует поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предназначенных для минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

9) организует работу по оказанию медицинской и иной помощи лицам, пострадавшим в результате террористического акта, совершенного на территории субъекта Российской Федерации, и лицам, участвующим в его пресечении,

проведение аварийно-спасательных работ, восстановление нормального функционирования и экологической безопасности поврежденных или разрушенных объектов в случае совершения террористического акта на территории субъекта Российской Федерации;

10) осуществляет межрегиональное сотрудничество в целях изучения вопросов профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий

его проявлений.

     Каковы полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму?

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

     Могут ли применяться Вооруженные Силы Российской Федерации в борьбе с терроризмом?

Да, в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для:

1) пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;

2) пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;

3) участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

4) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

      Насколько проблема терроризма является актуальной для Российской Федерации?

     Терроризм представляет реальную угрозу в реализации национальных интересов Российской Федерации, национальным ценностям и образу жизни населения страны, путем разрушения культурных объектов, государственного и общественного имущества, убийств, причинения вреда здоровью, лишения свободы, шантажа, угроз и прочего. поэтому проблема противодействия терроризму в Российской Федерации является актуальной и важной задачей государственного уровня.

     Имеет ли терроризм национальность?

Отдельный террорист, безусловно, имеет принадлежность к нации, религии, человечеству. Но терроризм как явление – это инородное тело в любой нации, в любой традиционной религии и сообществе здравомыслящих людей.

Это болезнь, которая способна проникнуть в любой организм.

     В чем особенности современного терроризма?

Отличительными особенностями современного терроризма являются:

– формирование международных и региональных руководящих органов для решения вопросов планирования террористической деятельности, подготовки и проведения конкретных операций, организации взаимодействия между отдельными группами и исполнителями, привлекаемыми к той или иной акции;

– возбуждение антиправительственных настроений в обществе в целях успешной борьбы за влияние и власть;

– проникновение в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры;

– создание разветвленной сети центров и баз по подготовке боевиков и обеспечения операций в различных регионах мира, создание сети подполья, тайников и складов оружия и боеприпасов в различных странах и регионах; – создание сети фирм, компаний, банков, фондов, которые используются в качестве прикрытия террористов, финансирования и всестороннего обеспечения их операций;

– концентрация финансовых средств в руках террористов в связи со срастанием терроризма с наркобизнесом и торговлей оружием;

– использование права на политическое убежище, проживание, деятельность и базирование, предоставляемое рядом государств.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Какова ответственность за распространение экстремистских материалов?

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в Российской Федерации запрещаются распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности.

В случае, предусмотренном частью третьей статьи 8 настоящего Федерального закона, либо в случае осуществления средством массовой информации экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена по решению суда на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного средства массовой информации, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.

В целях недопущения продолжения распространения экстремистских материалов суд может приостановить реализацию соответствующих номеров периодического издания либо тиража аудио- или видеозаписи программы либо выпуск соответствующей теле-, радио- или видеопрограммы в порядке, предусмотренном для принятия мер по обеспечению иска.

Решение суда является основанием для изъятия нереализованной части тиража продукции средства массовой информации, содержащей материал экстремистской направленности, из мест хранения, оптовой и розничной торговли.

     Какова ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности?

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации.

Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.

Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению

в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном

сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список

также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.

      Могут ли посадить в тюрьму за «репост» информации в социальных сетях?

В июне и июле 2014 года внесли поправки в статьи 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), 280.1 (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации) и 282 (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Теперь действия в сети приравнены к аналогичным действиям в СМИ.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает такие противоправные действия экстремистского характера, как: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАп РФ); пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАп РФ);

производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАп РФ), которые влекут за собой административные штрафы и аресты.

В Уголовном Кодексе Российской Федерации совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы рассматривается в качестве отягчающего обстоятельства. Кроме того, УК РФ предусматривает отдельные виды преступлений, имеющих экстремистский характер независимо от наличия квалифицирующих признаков и отягчающих обстоятельств, такие как: статья 280 – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, статья 282 – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, статья 282.1 – организация экстремистского сообщества, статья 282.2 – организация деятельности экстремистской организации, статья 357 – геноцид. Указанные выше преступления наказываются штрафами, арестами, обязательными работами и лишением свободы вплоть до двадцати лет, а также пожизненным лишением свободы.

Соответственно, «репост» может привести к лишению свободы.

     Какое наказание предусмотрено за терроризм?

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 – 206, 208, 211, 220, 221, 277 – 280, 282.1 – 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации.

      Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность – запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 – 206, 208, 211, 220, 221, 277 – 280, 282.1 – 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей. Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации. Террористической организацией, деятельность которой подлежит запрещению (а при наличии организационно-правовой формы – ликвидации), также признается террористическое сообщество в случае вступления в законную силу обвинительного приговора по уголовному делу в отношении лица за создание сообщества, предусмотренного статьей 205.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, за руководство этим сообществом или участие в нем.

Поделиться:
Дата создания: 13.12.2023 16:33
Дата последнего изменения: 13.12.2023 16:33